Когда человек считается без вести пропавшим: законные основания

В жизни бывают случаи, когда человек исчезает, и никому о нем ничего не известно.

За ним продолжают сохраняться законные права и обязанности, что создает неопределенность и большие проблемы для родственников и других людей.

Признание гражданина безвестно отсутствующим становится юридической задачей, а порядок ее решения на основе российского законодательства достоин особого внимания.

Законодательство РФ вводит понятие безвестно отсутствующего человека, определяет порядок проведения судебной процедуры, устанавливает правовые последствия и восстановления прав гражданина при его появлении. Этим вопросам посвящены ст.ст. 42-45 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и гл.30 (ст.ст. 276-280) Гражданско-процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

Для чего вводится данное понятие? Человек уехал и бесследно исчез, но тело не найдено, а значит невозможно установить факт смерти. За ним продолжают числиться трудовые и семейные обязанности, кредиты, поручительства, права на имущества и т.д. Эта ситуация вызывает массу проблем в трудовых и семейно-правовых отношениях.

Для устранения неопределенности и принимается понятие «безвестное отсутствие».

По сути, это установленное судом обстоятельство, когда официально признается невозможность исполнения человеком своих обязанностей и прав месту жительства и работы по причине его физического отсутствия.

Такое судебное решение устанавливает правовые последствия, позволяющие перераспределить права и обязанности исчезнувшего лица.

Когда человек считается без вести пропавшим: законные основания

Основания признания гражданина безвестно отсутствующим

Статья 42 ГК РФ четко указывает, что безвестно отсутствующим признается человек, о месте пребывания которого никому ничего не известно более 1 года.

Другими словами, основанием для принятия решения является отсутствие гражданина по месту жительства и работы по неизвестным причинам, когда о нем нет никаких сведений, а его местонахождение не может установить даже полиция.

При этом важно учитывать, что исчезновение должно быть неожиданным, т.е. должен отсутствовать факт умышленного действия (например, попытка скрыться от следствия).

Для вынесения положительного решения принимаются во внимание:

  • отсутствие у близких людей сведений о намерении отъезда или смены места жительства;
  • отсутствие болезней и травм, способных вызвать скоропостижную смерть, потерю памяти или координации (психические отклонения);
  • наличие по месту жительства или работы удостоверения личности и вещей, представляющих особую ценность для исчезнувшего человека, а также денег;
  • отсутствие серьезных конфликтных ситуаций на работе или в семье;
  • отсутствие преступных связей или возможных наказуемых деяний, а также угроз со стороны других лиц;
  • отсутствие серьезных финансовых проблем, долгов и кредитов, а также имущественных споров;
  • исчезновение вместе с транспортным средством.
  • исчезнувший человек является несовершеннолетним ребенком или беременной женщиной.

Особого внимания заслуживает подозрительное поведение близких родственников. Выделяются такие обстоятельства, как запоздалая подача заявления об исчезновении, отсутствие усилий по установлению местонахождения, быстрое переоформление или присвоение имущества, внезапный ремонт жилья, вступление в сожительство с иным лицом и т.д. Учитываются также ситуации, при которых произошло исчезновение, если они могут оцениваться, как криминогенные (например, гуляние в ночное время или хождение по безлюдной местности).

Когда человек считается без вести пропавшим: законные основания

Срок, по истечении которого можно объявить человека пропавшим

Безвестно отсутствующим может быть признан Гражданин, о котором нет никаких сведений в течение 1 года. Срок начинает исчисляться с момента получения сведения об исчезновении человека (например, невыход на работу).

Если нет возможности установить конкретный день исчезновения, то в расчет принимает первое число последующего месяца после обнаружения данного факта. Если не известен даже месяц, то срок исчисляется с 1 января следующего года.

Когда человек считается без вести пропавшим: законные основания

Правовые последствия признания

Ст.43 ГК РФ предполагает перераспределение прав и обязанностей после вынесения судебного решения:

  1. Недвижимость и иное имущество, требующее регулярного использования и ухода. Оно передается управляющему лицу, которое выбирается органом попечительства и опеки (ОПО). Этот гражданин действует на основании договора с ОПО. При этом он гасит задолженности, оплачивает текущие счета и налоги. Все ранее оформленные доверенности и поручительства аннулируются (ст.188 ГК РФ).
  2. Трудовые отношения. Все трудовые договора с безвестно отсутствующим лицом прекращают действие. Признаются расторгнутыми и договора, где этот человек выступал в качестве работодателя.
  3. Лица, находившиеся под опекой и на иждивении безвестно отсутствующего лица. Им оформляется пенсия по потере кормильца. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в территориальное отделение Пенсионного фонда. Сохраняются и все ранее назначенные льготы и пособия.
  4. Семейные отношения. После вынесения судебного решения супруг (супруга) имеет право на упрощенный порядок прекращения брака (развода) на основании п.2.ст.19 Семейного кодекса РФ (СК РФ). Ребенок пропавшего человека может быть усыновлен.
  5. Фудициарные и агентские договора, комиссионные расчеты, утрачивают юридическую силу.

[attention type=yellow]Признание лица безвестно отсутствующим не дает наследникам права на вступление в Наследство. Все имущество поступает в доверительное управление. Распределение может осуществиться только после признания человека умершим, т.е. не ранее, чем через 5 лет.[/attention]

Порядок признания

Глава 30 ГПК РФ регламентирует порядок признания безвестного отсутствия. Для вынесения такого решения заинтересованное лицо должно подать Иск (заявление) в суд по месту своего жительства (ст.276 ГПК РФ). В судебном разбирательстве обязательно участие прокурора (ст.278 ГПК РФ).

Кто может инициировать судебное разбирательство

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подает заинтересованное лицо (ст.42 ГК РФ), при этом Закон не расшифровывает понятие «заинтересованное лицо».

Им может являться близкий родственник, кредитор, работодатель, соучредитель компании или компаньон по бизнесу, участник в общей собственности.

Другими словами, инициировать судебное разбирательство может стать любое физическое или юридическое лицо, имеющее материально-правовые отношения с исчезнувшим человеком, а также Прокурор.

Исковое заявление

Обязательной формы искового заявления законодательство не устанавливает. Требования к его содержанию определяет ст.277 ГПК РФ. В заявлении должно быть отражено:

  • цель признания безвестного отсутствия;
  • обстоятельства установления факта отсутствия и доказательства исчезновения;
  • срок безвестного отсутствия, дата установления;
  • факты, угрожавшие жизни, и возможные причины исчезновения.

В иске также рекомендуется указать о том, какие меры принимались по розыску. Если заявление подается по поводу исчезновения военнослужащего, то следует указать об его участии в военных действиях и даты их завершения.

Скачать образец заявления:

Скачать в Word [30.00 KB]

Прилагаемые документы

К заявлению следует приложить такие документы:

  • удостоверение личности заявителя (паспорт);
  • документ об отношении к отсутствующему человеку (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, Договор и т.п.);
  • документы, подтверждающие отсутствие человека (справка от управляющей компании или ЖКО, справка или ходатайство с последнего места работы или учебы, справка из органов МВД, свидетельские показания и т.д.);
  • копии заявлений и обращений на поиск пропавшего человека;
  • ходатайство о вызове свидетелей;
  • квитанция об уплате госпошлины.

При наличии документов, проливающих свет на возможные причины исчезновения, их также следует приложить к заявлению. Поможет судебному разбирательству и перечень других заинтересованных лиц и лиц, которые могут обладать дополнительной информацией.

Государственная пошлина

В соответствии с пп.8 п.1 ст.333.19 НК РФ на признание безвестного отсутствия устанавливается госпошлина в размере 300 рублей.

Сроки

Заявление на признание безвестного отсутствия можно подать через 12 месяцев после установления факта исчезновения. Срок давности для таких исков не предусмотрен. Если прошло более 5 лет, то можно подать сразу заявление на признание человека умершим.

Вынесение судебного решения

На основании ст.278 ГПК РФ судья в ходе рассмотрения дела выявляет и опрашивает всех лиц, обладающих нужными сведениями об исчезнувшем человеке, а также запрашивает государственные органы и организации (ЖКО, органы МВД и Минздрава, и т.п.) по территориальному признаку и месту трудовой деятельности.

Опираясь на результаты разбирательства, суд выносит соответствующее решение – признание безвестного отсутствия или отказ в признании. При вынесении положительного решения судья предлагает ОПО определить доверительного управляющего имуществом.

Причины для отказа в удовлетворении заявления

Суд может отказать в удовлетворении иска о признании безвестного отсутствия, если имеются подозрения на то, что исчезнувший человек жив, но хорошо скрывается. Они возникают при наличии свидетельств подготовки к бегству.

Вескими причинами становятся совершенные правонарушения, наличие больших долгов, уклонение от уплаты алиментов, серьезные ссоры в семье и иные обстоятельства, когда человек желает скрыться. Он может уехать за границу, «раствориться» на огромных просторах России, сменить фамилию и даже сделать пластическую операцию.

Отсутствие реальных попыток найти исчезнувшего человека также вызывает серьезные подозрения.

Судебная практика

Суд должен внимательно относиться к рассмотрению указанных дел. Бывают случаи, когда после принятия решения о безвестном отсутствии, человек появляется, и возникает масса проблем по возвращению ему всех прав. Особого внимания заслуживает вопрос о том, с какой целью заявитель обращается с подобной просьбой в суд.

При судебном разбирательстве часто приходится сталкиваться с такими вопросами:

Что будет с имуществом отсутствующего гражданина? В этом вопросе важно понимать, что оно передается во временное управление доверенному лицу. Имущество не может быть продано или передано по наследству. Наследники получают свое право только через 5 лет, когда суд признает безвестно отсутствующего человека погибшим (умершим). Сохраняется ли Жилое помещение за исчезнувшим гражданином? Если он проживал до исчезновения один, то недвижимость передается в доверительное управление. Если проживала семья, то жилье сохраняется за жильцами, но делается перерасчет коммунальных платежей. Продать такую недвижимость нельзя. Как назначить доверительного управляющего? Этот вопрос суд поручает ОПО. Родственники и потенциальные наследники, не проживавшие с исчезнувшим гражданином, могут стать доверенным лицом только по решению ОПО. Этот орган может назначить доверенным лицом совершенно постороннего человека по своему усмотрению. Признание безвестного отсутствия дает возможность оформления пенсии по утрате кормильца. Без лишних проблем решить вопрос с усыновлением. Оставшийся родитель получает право на двойной налоговый вычет.

Читайте также:  Получение наследства несовершеннолетними наследниками

Рассмотренные цели обращения в суд часто встречаются в судопроизводстве. Судья должен подойти к рассмотрению дела с учетом этого.

Особенности

Последствия явки пропавшего лица

В судебной практике нередки случаи, когда человек, признанный безвестно отсутствующим, возвращается к месту жительства или обнаруживается в другом месте. Ст.

44 ГК РФ четко указывает, что ранее вынесенное судебное решение должно быть отменено, а все права возвращены гражданину. Отменяется доверительное управление его имуществом, и оно передается обратно владельцу.

За ним сохраняется право на жилье, которым он владел.

По сути, признаются недействительными все действия, совершенные в результате судебного решения. Например, отменяется усыновление детей. Может быть признано недействительным расторжение брака.

Сложнее решается вопрос, если прежняя супруга успела снова выйти замуж. Такой Брак просто отменить нельзя, и все вопросы решаются по обоюдному согласию.

Появившийся гражданин имеет право восстановиться и на прежнем месте работы, если причины исчезновения признаются вынужденными.

Когда человек считается без вести пропавшим: законные основания

Розыск пропавшего без вести

Признание гражданина безвестно отсутствующим: что говорится в ГПК РФ, основания, Процедура по шагам через суд

Сотрудниками МВД были опубликованы данные о без вести пропавших людях за первое полугодие 2021 года. Цифра в 97 000 неприятно впечатляет. Некоторые без вести пропавшие граждане нашлись, по некоторым до сих пор ведутся поиски.

Но что делать, если человек пропал и никакой информации о нем нет более одного года? В таких ситуациях заинтересованные лица могут обратиться в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим. Для чего нужно это признание и как его добиться?

Что означает термин

Статус и порядок признания лица безвестно отсутствующим урегулированы на законодательном уровне. Согласно статье 42 Гражданского Кодекса РФ, любое лицо может быть признано в судебном порядке безвестно отсутствующим, если в течение одного года о нем не было никаких данных о его местожительстве.

Такой термин, как «безвестное отсутствие» предполагает особенное юридическое состояние, заключающееся в удостоверенном судом факте длительного отсутствия лица по месту его проживания.

Важно обратить внимание на то, что признание безвестного отсутствия может быть установлено только судом по заявлению заинтересованных лиц. В число этих лиц могут входить:

  • родители, супруги, дети и иные родственники пропавшего лица;
  • Иждивенцы, которые могут оформить пенсию по потере кормильца;
  • иные лица, которым необходимо установить факт безвестного отсутствия для защиты нарушенного или оспариваемого права (кредиторы, налоговая служба, судебные приставы);
  • Прокуратура и органы государственной (муниципальной) власти, а также иные юридические и физические лица, если они уполномочены обращаться в суд в интересах других граждан.

Для чего необходимо

Признание факта безвестного отсутствия необходимо, если:

  • нужно устранить юридическую неопределенность, вызванную длительным отсутствием пропавшего лица;
  • предотвратить неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть в отношении имущества без вести отсутствующего человека.

Кроме того, установление юридического факта несет важные последствия:

  • Принадлежащее без вести пропавшему человеку имущество передается в доверительное управление. Назначением и подбором управляющего занимаются Органы опеки и попечительства. При этом, из имущества выделяются части на погашение задолженностей (при наличии таковых), а также на содержание иждивенцев лица, признанного безвестно отсутствующим.
  • Нетрудоспособные члены семьи могут подать заявление на получение пенсионного обеспечения, связанного с потерей кормильца.
  • Супруг (супруга) лица, признанного без вести отсутствующим, вправе подать на развод в упрощенном порядке.
  • Если без вести пропавший выступал доверенным лицом или напротив, кто-то выступал представителем такого человека, действие доверенности будет прекращено.
  • Все трудовые отношения, заключенные с пропавшим лицом, расторгаются вне зависимости от того, кем был пропавший: работником или работодателем.

Основания

Существуют особые условия, при которых можно установить факт безвестного отсутствия.

  1. Факт длительного отсутствия гражданина в течение одного года по месту проживания или пребывания.
  2. Отсутствие информации о его месте нахождении, а также невозможность установить место нахождения пропавшего человека.
  3. Истечение установленных законом сроков с момента получения последних сведений о пропавшем человеке.

Внимание! Без вести отсутствующим может быть признан человек, о котором нет никакой информации в течении одного года. При этом срок начинает действовать с момента получения данных об исчезновении гражданина (не вернулся домой, не вышел на работу).

Гражданское законодательство, в частности глава 30 ГПК РФ регламентирует порядок признания факта безвестного отсутствия. Для того, чтобы признать человека без вести отсутствующим, заинтересованное лицо должно обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Все дела по подобным вопросам рассматриваются только в присутствии представителя прокуратуры.

  1. Заинтересованное лицо, будь то супруг, иждивенец, родственник или организация, должно написать заявление в суд. В заявлении должна быть отражена следующая информация:
    • цель признания юридического факта;
    • обстоятельства и доказательства того, что связь с человеком утеряна более года;
    • срок отсутствия и дата исчезновения;
    • возможные причины исчезновения и если известно, то факты угрожающие жизни и здоровью пропавшего.
  2. К заявлению необходимо приложить следующие документы:
    • паспорт заявителя;
    • документ, устанавливающий родственные, трудовые, иные отношения с пропавшим человеком;
    • документация, подтверждающая отсутствие гражданина (справка с последнего места учебы или работы, документ из управляющей компании, справка из МВД, свидетельские показания);
    • ксерокопии заявлений на поиск пропавшего лица;
    • квитанция об оплате госпошлины (составляет 300 рублей).
  3. Необходимо подать заявление и документацию в суд и дождаться рассмотрения судебного процесса. Во время судебного разбирательства судья может направить запросы в различные организации, а также установить круг лиц, которым могут быть известны сведения о пропавшем или причины исчезновения. Опираясь на результаты судебного разбирательства, судья выносит решение о признании человека без вести отсутствующим или об отказе в его признании.

Когда человек считается без вести пропавшим: законные основания

Какие сложности могут возникнуть

Судебная практика показывает, что нередко человек, признанный без вести отсутствующим, возвращается к месту проживания или обнаруживается в другом месте. В таком случае, ранее вынесенное судебное решение отменяется. К человеку возвращается его имущество. Найденный человек может даже восстановиться по месту работы.

Решение о расторжении брака также признается недействительным. Однако, могут возникнуть проблемы, если супруг (супруга) успел не только развестись, но и вступить в новые брачные отношения. Новый брак нельзя просто аннулировать. Такие вещи нужно решать по обоюдному согласию.

На практике, семьи, столкнувшиеся с безвестным отсутствием, испытывают ряд жилищных затруднений. Дело в том, что жилище пропавшего гражданина передается во временное управление доверенному лицу. Если у пропавшего была семья, то жилье остается за ними.

Продать, поменять или подарить такую недвижимость нельзя. Только спустя пять лет члены семьи могут обратиться в суд о признании пропавшего умершим. При вынесении соответствующего судебного решения наследники вступают в наследство и уже по своему усмотрению могут распоряжаться жилищем.

Установить юридический факт безвестного отсутствия человека можно только в судебном порядке. Для этого, заинтересованные лица могут подать заявление в суд. Сделать это можно лишь в том случае, если известий о местонахождении человека нет больше одного года.

О признании информация от экперта:

Если суд примет решение о признании человека без вести пропавшим, то наступают правовые последствия: с пропавшим прекращаются трудовые отношения, имущество переходит во временное управление, иждивенцы смогут оформить и получать пенсию по потере кормильца, а супруг сможет в упрощенном порядке оформить развод.

Признание гражданина безвестно отсутствующим

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Граждане » Признание гражданина безвестно отсутствующим

Подробно о процедуре признания гражданина пропавшим без вести.

Содержание

Отношения в гражданском обществе предусматривают условия участия гражданина в правоотношениях. В некоторых случаях могут отсутствовать данные о физическом лице по месту его постоянного проживания. Попытки к обнаружению местонахождения не дают положительных результатов.

В таких ситуациях возникает состояние неопределенности в субъекте гражданских правоотношений. Чтобы избежать данного состояния, нежелательного по ряду возможных последствий, заинтересованные лица имеют право на обращение в компетентный судебный орган с ходатайством о начале процедуры признания гражданина пропавшим без вести.

Читайте также:  Если есть завещание, кто имеет право по закону на наследство – как оспорить завещание для получения обязательной доли

Нормативная база

Нормативная база и основные понятия по данному вопросу формируются из следующих статей Главы 3 ГК РФ:

  • статья 42 – о понятии признания и порядке установления сроков;
  • статья 43 – о последствиях, которые влечет за собой установление за гражданином данного правового статуса;
  • статья 44 – о процедуре отмены решения при получении информации о местонахождении гражданина.

Процессуальный порядок описывается в 30-й Главе ГПК РФ.

Основания признания гражданина безвестно отсутствующим

Статья 42 ГК РФ гласит, что признание гражданина безвестно отсутствующим производится на основании письменного заявления лиц, интересы которых затрагиваются из-за сложившейся ситуации, в уполномоченный судебный орган.

Подача возможна в случае, если в течение одного календарного года по месту проживания физического лица не имеется сведений о его фактическом местоположении.

Презумпции жизни и смерти при безвестном отсутствии

В юридических литературных источниках приводятся различные понятия об условиях установления физическому лицу статуса безвестно отсутствующего. И если мнения об установлении статуса умершего практически едины и сводятся к презумпции (предположению) смерти физического лица, с безвестным отсутствием все гораздо сложнее.

К настоящему моменту сложились три понятия:

  • Презумпция смерти;
  • презумпция жизни;
  • отсутствие презумпции.
  • Рассмотрим каждое понятие более подробно.
  • Ряд юридических экспертов полагает, что признание гражданина безвестно отсутствующим основывается на презумпции смерти, так как истинность и обоснованность судебного решения будет достигнута только, исходя из утверждения об отсутствии гражданина в числе живых.
  • Другие авторы полагают, что в признании пропавшим без вести заложено предположение жизни из-за недостаточности оснований считать гражданина умершим.

Наиболее рациональное и обоснованное понятие – отсутствие какой-либо презумпции. Это означает, что в основе решения суда не лежит предположений ни о смерти, ни о жизни. Судебный орган при вынесении окончательного решения лишь констатирует факт исчезновения лица.

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

Процесс осуществляется в рамках судебного слушания согласно нормативным положениям Главы 30 ГПК РФ.

Заявление в судебный орган

Для запуска процедуры требуется письменное заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, подаваемое лицами, интересы которых затрагиваются сложившейся ситуацией. Действующим законодательством не определен перечень заявителей, имеющих возможность ходатайствовать перед судом по данной причине.

Таким образом, процесс может быть начат по заявлению лица, интересы или намеченные цели которого прямо или косвенно нарушаются при наличии юридической неопределенности.

Примеры категорий заинтересованных лиц:

  • кредиторы, перед которыми исчезнувшее лицо имеет непогашенную задолженность;
  • нетрудоспособные лица, находящиеся на иждивении без вести пропавшего.

Помимо этого, осуществить процедуру могут:

  • органы и учреждения государственной и муниципальной власти;
  • другие организации, интересы и поставленные цели которых затрагиваются из-за отсутствия информации об определенном гражданине.

Статья 276 ГПК РФ регламентирует, что запуск судебного процесса осуществляется по месту жительства или по месту фактического нахождения заявителя.

Содержание подаваемого документа описывается в статье 277 ГПК РФ. В письменном заявлении обязательно должна быть следующая информация:

  • в целях реализации какой задачи заявитель ходатайствует о признании за гражданином соответствующего статуса;
  • перечень обстоятельств, удостоверяющих пропажу без вести.

Процессуальный порядок после подачи заявления

Процедура судебного разбирательства, при признании за определенным лицом соответствующего статуса, регламентируется статьей 278 ГПК РФ.

Часть 1 устанавливает, что судебный орган на этапе предварительной подготовки к слушанию выясняет:

  • какие физические лица располагают информацией о пропавшем гражданине;
  • местонахождение организаций в районе последнего известного места жительства пропавшего гражданина;
  • место осуществления трудовой деятельности лица, пропавшего без вести;
  • наличие предполагаемых сведений в межмуниципальных отделах МВД, воинских частях и других организациях.
  1. Часть 2 устанавливает одним из последствий признания гражданина без вести пропавшим, возможность вынесения предложения судом органу опеки об установлении доверительного управляющего имуществом.
  2. Еще одно правовое последствие, согласно нормам статьи 43, — из имущества без вести пропавшего могут выдаваться средства лицам, которых по закону должен содержать данный гражданин, а также погашаться различные виды задолженностей перед третьими лицами.
  3. Третья часть определяет порядок рассмотрения таких дел только с участием прокурора.
  4. После решения суда
  5. Если органом опеки подписывается контракт об управлении движимым и недвижимым имуществом, судебное решение будет основанием для его передачи установленному управляющему.

В случае обнаружения лица или его явки по месту жительства, суд осуществляет отмену решения.

Новый акт будет основанием для аннулирования ранее установленного права управления имуществом гражданина.

Порядок установления дня получения последних сведений об отсутствующем гражданине

Статья 42 ГК РФ гласит о порядке определения начала исчисления времени для признания лица пропавшим без вести, в зависимости от определенных условий.

Поскольку не всегда возможно точное определение дня, в который была получена последняя информация о местонахождении отсутствующего лица, определяется особая процедура установления даты исчисления сроков:

  • если неизвестна точная дата, но известен месяц получения последних данных, исчисление начинается с 1-го числа месяца, следующего за вышеназванным;
  • если неизвестны ни точная дата, ни месяц, начало срока исчисляется с 1-го января года, следующего за тем, в который были получены последние сведения о местонахождении.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

О новом порядке розыска безвестно исчезнувших лиц

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).

Вопрос: Что явилось причиной разработки приказа?

Ответ: Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнерской модели взаимоотношений с обществом.

Общественное доверие и поддержка граждан является важнейшим принципом деятельности полиции.

Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

В настоящее время вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе тема поиска без вести пропавших граждан.

Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Вопрос: Вы отметили, что особое значение придается розыску без вести пропавших несовершеннолетних. Это как-то связано с необходимостью издания приказа?

Ответ: Да, безусловно, для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика преступлений и иных правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних. Причем совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, является потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7 % ниже чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 4 года в среднем только по 1 из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаимодействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что дает основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14.).

Вопрос: В чем принципиальное отличие нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан?

Ответ: Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения.

Читайте также:  Можно ли расторгнуть договор дарения на дом: законодательная база

Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнен перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д. Определен механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

  • Данные новеллы обеспечат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.
  • Вопрос: На какие категории пропавших граждан распространяется действие Инструкции?

Ответ: В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Назначение полиции – незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. То есть без деления людей на какие-либо категории.

В этой связи положения Инструкции обеспечат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Вопрос: Вы отметили, что приоритетом является своевременность принятия розыскных мер.

Как это сочетается с бытующим мнением о том, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток? С данным вопросом связан другой: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приеме заявления. Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник.

Ответ: Относительно первой части вопроса скажу сразу, что суждения по поводу трех суток вымышлены, они под собой не имеют правовой основы.

Именно поэтому в Инструкции установлено, я цитирую ее пункт 3: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Так, в соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г.

№ 736, заявления и сообщения о преступлениях, о происшествиях подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что прием сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно.

Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.

д.) лишен права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

Вопрос: Куда следует обратиться гражданину, если пропал его близкий человек?

Ответ: С учетом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России.

Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган.

Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счете направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Вопрос: Каков алгоритм реагирования на заявления о безвестном исчезновении гражданина?

Ответ: Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем.

При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

  1. На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.
  2. Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.
  3. Вопрос: Как быть, если возникает спор относительно компетенции различных правоохранительных органов?

Ответ: Взаимодействие основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией.

При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии – органов внутренних дел.

В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передает соответствующие материалы в следственный орган СК России.

  • Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.
  • Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.
  • Вопрос: Когда приказ вступит в законную силу?
  • Ответ: Мы надеемся, что приказ успешно пройдет государственную регистрацию в Минюсте России, после чего он будет опубликован в установленном порядке и по истечении десяти дней вступит в силу.
  • ДПД МВД России

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *